Театральная студия

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ "ДРАМАТЕШКИ"



Образовательная функция театра


Что такого в театре, что приковывает к нему интерес людей во всех странах на протяжении тысячелетий? В разных частях света театр принимает различные формы: ндонезийский теневой театр, китайская опера, традиционные африканские сказы под бой барабанов, а также зрелищные шоу в бродвейском стиле. Не важно, какой это театр, любые представления кроют в себе возможность подарить аудитории волшебные 

и незабываемые моменты. 


Однако образовательная функция театра подразумевает гораздо больше, чем просто развлечение аудитории. Целью является изменить знания, отношение или поведение целевой аудитории (а возможно, и все три компонента сразу). 


История театра в образовании и общественном здравоохранении 


Театр всегда был мостиком между воспитанием, образованием и развлечением. С самых давних времен его использовали для распространения новостей, информирования людей о войнах и важных событиях, происходивших далеко от них. Начиная с греческой и римской трагедии и далее, включая городских глашатаев, Шекспира, Федеральный театр, созданный в Соединенных Штатах Америки во время Великой депрессии 30-х годов, уличный театр, Современный любительский Театр Угнетенных Аугусто Боала, Театр-Форум Брехта, драма всегда рассматривалась в качестве средства, призванного вдохновлять, образовывать, пробуждать, побуждать, просвещать и убеждать людей. 


В последнее время происходит активное развитие театра как средства передачи знаний и навыков. Телесериалы, радиопостановки, кампании в средствах массовой коммуникации, комиксы, плакаты в метро и другие средства образной подачи материала используются во всем мире для информирования людей и оказания влияния на их поведение. Применение этих технологий способствует возникновению связи между аудиторией и персонажами на сцене, героями радио- или телевизионных постановок, побуждает зрителей к участию в открытом диалоге вокруг многочисленных спорных вопросов.


Исследования и литература об использовании театра в обучающих целях 


Растет число исследований и публикаций, посвященных использованию театра в обучающих целях. Все в большей степени театр рассматривается в качестве мощного инструмента социальных преобразований. Театр способен усилить эмоциональную и психологическую составляющую обращения к аудитории и стать надежным и эффективным средством, позволяющим рассматривать различные, в том числе деликатные вопросы. Просмотр грамотно сделанного образовательного шоу может вызвать изменение во взглядах человека и, возможно, повлиять на его поступки. Использование театра в качестве творческого образовательного средства дает возможность развенчать мифы, представить сбалансированную точку зрения и оказать воздействие на поведение людей. При эффективном использовании театр служит превосходной площадкой для обсуждения различных  вопросов, особенно в образовательном контексте. 


Благодаря этому методу дети получают информацию в увлекательной и занимательной форме. При наиболее благоприятных условиях и обстоятельствах живой театр способен изменить характер их поступков , улучшить эмоционально-волевую сферу и общий психологический фон.


Как театр влияет на людей? 


Театр – блестящее средство для привлечения внимания. Даже детей, у которых образовательная программа и недостаточно зрелищные телевизионные передачи вызывают скуку, заинтересуется звуками живого театрального представления. Театр «цепляет» аудиторию, приковывая к себе внимание людей и активно вовлекая их в происходящее. Активное вовлечение означает, что воздействие оказывается на чувства детей, а не только на их интеллект. Именно эта способность затрагивать чувства позволяет театру оказывать влияние на взгляды и представления ребят таким образом, который недоступен при использовании традиционных образовательных методов.  Так же театральные постановки и занятия в театральных студиях должны строиться на соответствующей образовательной и теоретической основе, включать в себя исследовательские и оценочные компоненты, дополняющие и усиливающие воздействие предлагаемого материала. 


Теоретические основы 


Образовательный театр, так же как и другие информационно-развлекательные формы, основывается на новаторских трудах Альберта Бандуры, отца теории социального обучения, или социального познания. Бандура установил, что люди учатся, как себя вести – и как изменять свое поведение, – наблюдая за другими людьми. В процессе «развлечения/обучения» для зрителей создается определенная модель поведения. Зрители видят персонажей, представляющих как позитивную, так и негативную поведенческую модель. Для образовательного театра, формирующего здоровый образ жизни, центральное значение имеет «переходная» модель: молодой персонаж, отказывающийся от рискованного поведения в пользу более безопасного, демонстрирующий молодежной аудитории, что перемена возможна, что молодой человек может и имеет достаточно сил для того, чтобы контролировать свое поведение и даже до определенной степени оказывать влияние на будущее. 


Образовательный театр, пропагандирующий здоровый образ жизни, также использует в своей работе открытия, сделанные другими исследователями и теоретиками в области образования. В частности, как показали исследования, молодые люди склонны моделировать свое поведение по образцу тех, кого они воспринимают в качестве «ролевой 

модели». Общеизвестно, что рискованное поведение кажется привлекательным юному поколению, и те, кто его демонстрируют, обладают в отношении молодежи притягательной силой. Понимание этого обстоятельства особенно полезно для создания «переходных» персонажей. Тем, кто занимается обучением, формирующим здоровый образ жизни при помощи театра, необходимо создавать таких персонажей, которые, будучи носителями модных в молодежной среде взглядов и убеждений, придерживаются безопасного поведения. 


Например, успешные постановки часто показывают персонажей, которые: 


: в струе современных модных тенденций; 

: говорят с использованием молодежного сленга, на языке молодежи;

: стильно одеваются; 

: демонстрируют типы поведения, типичные для данной молодежной среды, в том числе они могут осознавать свою склонность к поведению, связанному с высокой степенью

риска, и даже могут уступать этому своему стремлению; и все же показывают, как и почему они делают выбор в пользу наименее рискованного поведения и здорового образа жизни. При этом их мотивация очевидна и вполне реалистична.


Соответствие возрасту и культурной среде 


Для того чтобы та или иная образовательная программа оказалась эффективной, она должна строиться с учетом возраста и культурных особенностей аудитории. Подростковая аудитория не воспримет театральную постановку, рассчитанную на более юных зрителей; ученики начальной школы будут не в состоянии понять драматический материал, предназначенный старшеклассникам. При обращении к городской и сельской молодежи необходимо использовать различный текст и придерживаться разного лексикона. 


Великолепная история 


В основе любого великолепного представления лежит великолепная история, вместе с которой успешно взаимодействуют другие элементы. Как и в области любого другого вида искусств, успех или неуспех театральной постановки очень субъективен. В одной и той же идее один человек увидит потенциал потрясающей пьесы, а другой – потенциально потраченное зря время. Ниже перечислены элементы, которые помогают создавать увлекательную историю: 


: В истории четко определены персонажи, которых связывают сложные и реалистичные отношения, которые при этом соотносятся с ходом истории и помогают ее развитию. 

: Персонажи переживают какой-то конфликт, который увлекает аудиторию. 

: Чувствуется правдивость истории, это не значит, что история сама по себе – правда, но история правдоподобная, и в нее легко верится. 

: В представлении используется юмор, где это уместно. 


Если история заставила людей хотя бы немного посмеяться, то люди останутся с чувством, что они отдохнули и развлеклись. 


Равные преподаватели как актеры 


Как показывают исследования, наиболее успешными являются те рассчитанные на молодежную аудиторию театральные проекты, авторами и участниками которых являются сами 

молодые люди. Исследователи обнаружили, что наиболее эффективными образовательными театрализованными представлениями для молодежи явились те, которые были придуманы и сыграны молодыми ребятами, которых до этого обучали как технике актерского мастерства, так и методике обучения «равный – равному», и которые также обладают достаточными знаниями в области сохранения репродуктивного здоровья и профилактики ВИЧ-инфекции. При такой подготовке ребятам удавалось создать невероятные по силе воздействия представления, которые давали положительный эффект. 

Подстраницы (1): Фотоальбом
Comments